Маша ("Чертопханов и Недопюскин" и "Конец Чертопханова")


Маша ("Чертопханов и Недопюскин" и "Конец Чертопханова")
Смотри также Творчество Тургенева

"Женщина лет двадцати, высокая и стройная, с цыганским смуглым лицом, изжелта-карими глазами и черною как смоль косою; большие белые зубы так и сверкали из-под полных и красных губ". "Тоненький орлиный нос с открытыми полупрозрачными ноздрями, смелый очерк высоких бровей, бледные, чуть-чуть впалые щеки — все черты ее лица выражали своенравную страсть и беззаботную удаль. Из-под закрученной косы вниз по широкой шее шли две прядки блестящих волосиков — признак крови и силы". "Гибкий стан, впалая грудь и угловатые, проворные движения". "Улыбаясь, она слегка морщила нос и приподнимала верхнюю губу, что придавало ее лицу не то кошачье, не то львиное выражение". На постороннего она глядела "исподлобья", "украдкой, дико, быстро". "Взор ее так и мелькает, словно змеиное жало". Когда сердится, "обе брови поднимаются и опускаются, как усики у осы". Когда она пела и играла на гитаре, "ее голос звенел и дрожал, как надтреснутый стеклянный колокольчик, вспыхивал и замирал... Любо и жутко становилось на сердце". Ее "всю поводило, как бересту на огне; тонкие пальцы резво бегали по гитаре, смуглое горло медленно приподнималось над двойным янтарным ожерельем. То вдруг она умолкала, опускалась в изнеможении, словно неохотно щипала струны..." "то снова заливалась она как безумная, выпрямливала стан и выставляла грудь". Чертопханов рекомендует М.: "Жена не жена, а почитай, что жена". Но наконец ее "берет тоска", и она покидает его. Чертопханов считал, что виною был некий Яфф, "но, полагать надо, тут скорее воздействовала бродячая цыганская кровь, которая текла в жилах Маши". Перед тем как уйти, она "просидела дня три в уголку, скорчившись и прижавшись к стенке, как раненая лисица, — и хоть бы слово кому промолвила — все только глазами поводила, да задумывалась, да подпрыгивала бровями, да слегка зубы скалила, да руками перебирала, словно куталась". Услыша угрозу Ч. убить ее, "Маша улыбнулась; ее лицо", имевшее во время объяснения "равнодушное, почти сонливое выражение", "оживилось". — "Что ж, убейте, Пантелей Еремеич; в вашей воле; а вернуться я не вернусь". "Али наших сестер-цыганок не ведаешь?" — объясняет она. — "Нрав наш таков, обычай. Коли завелась тоска-разлучница, отзывает душеньку во чужу-дальнюю сторонушку — где уж тут оставаться..." Вдогонку ей Чертопханов посылает выстрел вверх. "Она на ходу посмотрела на него через плечо и отправилась дальше, вразвалочку, словно дразня его" и напевая: "Век юный, прелестный".


Словарь литературных типов. - Пг.: Издание редакции журнала «Всходы». . 1908-1914.

Смотреть что такое "Маша ("Чертопханов и Недопюскин" и "Конец Чертопханова")" в других словарях:

  • Чертопханов и Недопюскин — Смотри также двадцать первый рассказ в собрании Записок охотника . Написан в 1849 году, окончанием его служит расск. Конец Чертопханова ().Биркопф. Маша. Митродора Ивановна и Тихон Иваныч. Василиса Васильевна, Еремей Лукич. Штоппель. [. . 3 е] …   Словарь литературных типов

  • Творчество Тургенева — …   Словарь литературных типов

  • Жизнь и смерть дворянина Чертопханова — Режиссёр Виктор Туров Автор сценария И. С. Тургенев В главных ролях Бронюс Бабкаускас  Ольга Лысенко Юрий Медведев …   Википедия

  • Жизнь и смерть дворянина Чертопханова (фильм) — Жизнь и смерть дворянина Чертопханова Жанр Драма Режиссёр Виктор Туров В главных ролях   Композитор Олег Янченко Кинокомпания Беларусьфильм …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.